Get Adobe Flash player

А у нас следит ГЛОНАСС. А у вас

Статья о практическом внедрении системы ГЛОНАСС

Предлагаем Вашему вниманию интересную статью из журнала «Руководитель бюджетной организации» о практическом применении систем мониторинга транспорта ГЛОНАСС.

А у нас следит ГЛОНАСС. А у вас

Законодательная необходимость оснащения транспорта системами спутниковой навигации и повышения энергоэффективности заставила многие бюджетные организации обратиться к производителям аппаратуры на основе ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система) либо вплотную над этим задуматься. С какими сложностями сталкиваются на этом пути заказчики и какие преимущества получают?

«Поставить ГЛОНАСС» — так называют заказчики из бюджетной сферы ее внедрение, сопряженное со множеством специфических особенностей, прежде всего с необходимостью госзаказа. Лучшим способом понять эти особенности будет знакомство с реализованными проектами, начиная с задач, которые были поставлены перед их исполнителями.

«После экономического кризиса бюджетная сфера встретилась с особенными финансовыми трудностями, — объясняет С.Н. Молодых, генеральный директор компании «Системы мониторинга» (г. Благовещенск). — Цены на топливо и расходные материалы начали быстро расти. Это стало проверкой на прочность для муниципальных бюджетов. Выдержать этот период удастся лишь тем, кто сможет грамотно распоряжаться бюджетами. Поэтому главная задача — экономия бюджетных средств любыми способами».

В русле экономии системы ГЛОНАСС решают следующие задачи:

  • управление пассажирскими перевозками;
  • контроль техники;
  • контроль расхода топлива;
  • контроль расписания движения;
  • контроль графика уборки подметально-уборочных машин;
  • контроль за передвижением машин;
  • разгрузка мусора в определенных местах.

В рассматриваемом срезе системами спутниковой навигации были оснащены кареты скорой помощи, пассажирский транспорт, подметально-уборочные машины и другой муниципальный транспорт. При этом дилеры систем спутниковой навигации СКАУТ работали, в частности, со следующими организациями:

  • МУ «ГДС» и МП «АК 1275», г. Благовещенск;
  • ОАО «Амурские коммунальные системы» и его структурные подразделения: филиалы «АмурЭлектроСетьСервис», «АмурВодоКанал» и «АмурТеплоСеть-Сервис», г. Благовещенск;
  • МУП «Белгородские тепловые сети», ф-л «Белгородэнерго», г. Белгород;
  • МУПВ «Дороги Владивостока»;
  • ОАО «Водоканал», г. Владивосток;
  • ЕМУП «Спецавтобаза», г. Екатеринбург.

Экономия топлива — главная задача

Обратимся к опыту внедрения систем СКАУТ в Благовещенске. Как рассказывает С.Н. Молодых, в предложенной бюджетному сектору системе, помимо простого слежения за транспортом (передвижением автомашин), решалась более важная задача — учет топлива. Наборы установленных датчиков в комплексе показывали картину с топливом на предприятии. То, что через три месяца после внедрения расход топлива сократился более чем на 20%, причем «резко, наглядно», послужило ярким доказательством правильности решения об установке системы мониторинга муниципалами.

Скорая помощь со спутником

Как заявляют специалисты спутниковых систем слежения, в Белгороде уже трудно представить работу скорой помощи без ГЛОНАСС. Как отмечают работники центра управления автопарком скорой помощи, после внедрения навигационной системы работать стало намного легче. На электронной карте в режиме реального времени наглядно видно, где находится каждая карета. Водители не могут поехать куда-то по своим делам или «выручить» на топливе. Более того, полный, даже «тотальный», по определению заказчиков, контроль использования бензина обеспечивает значительную экономию бюджетных средств.

Еще один плюс — значительно упростилась работа диспетчеров. Благодаря удобному интерфейсу, доступному для понимания даже малоопытному пользователю, диспетчеры теперь легко составляют маршрутные листы на каждую смену и готовят отчеты. Водители скорой помощи в таком контроле тоже нашли свои плюсы: слаженная работа с диспетчерами, которые быстро «проведут» по нужным улицам, минуя пробки, — это еще одна спасенная жизнь. Ведь водители карет скорой помощи — это тоже члены бригады, и от их профессионализма и ответственности зависит очень многое.

Чиновники «под крышей» ГЛОНАСС

При оснащении муниципального транспорта администрации Красногвардейского района Белгорода изначально была сформулирована задача контроля за передвижением машин, чтобы исключить использование автомобилей в личных целях и слив топлива. По словам директора ООО «Форсаж» Г.Н. Турчина, все поставленные задачи с помощью внедренной системы спутниковой навигации решились очень легко. Из имеющихся 108 единиц техники СКАУТом оснастили сначала 57 машин. Конечно, нововведение вызвало недовольство чиновников: а кому понравится постоянная слежка? Как это часто бывает, на помощь пришел случай.

В марте 2010 г. произошел угон автомобиля, принадлежащего муниципалитету главы Утянской сельской администрации. В совет безопасности администрации района поступил сигнал. Машину обнаружили сразу же, ведь угонщик не знал, что автомобиль оснащен системой спутникового контроля. Самое главное, удалось не только обнаружить угнанную машину, но и взять с поличным самого угонщика, что в таких делах большая редкость.

Подобное задержание в районе произошло впервые, и после прецедента местная администрация решила оборудовать навигационными системами весь бюджетный транспорт.

Автобаза, прием!

Совместный проект под названием «Эффективное управление автопарком» реализовали в Екатеринбурге предприятие «Спецавтобаза» как заказчик и «Компания «Экосистема». Заказчик — самое крупное на Урале предприятие, работающее с отходами и содержащее полигоны твердых бытовых отходов; у него более 3500 клиентов, среди которых городская администрация Екатеринбурга и ОГУ «Управление административными зданиями Губернатора Свердловской области и Законодательного Собрания Свердловской области».

«Основная задача, которую поставил перед нами заказчик, — рассказывает руководитель проекта ГЛОНАСС/GPS-мониторинга А.В. Тищенко, — это контроль передвижения машин, разгрузки мусора в положенных местах и учет топлива. Мы установили систему спутникового контроля автотранспорта и учета топлива на 100 единиц техники. Диспетчерский центр, в который стекалась вся информация, получил название «Центр управления».

Опыт оснащения спецмашин известен и во Владивостоке. Здесь системы СКАУТ были внедрены в МУПВ «Дороги Владивостока» и ОАО «Водоканал» (всего оснащено 90 единиц техники). Решаемые проблемы: контроль техники, контроль расхода топлива, контроль расписания движения, графика уборки подметально-уборочных машин.

О том, как продвигался проект, вспоминает В.В. Кияница, коммерческий директор компании «Техноритм»: «Мы провели множественные переговоры с управлением транспорта Владивостока, в результате более чем из 40 компаний (в том числе и зарубежных) мы единственные делали презентацию мэру г. Владивостока г-ну Пушкареву. Презентация была посвящена мониторингу городского пассажирского транспорта, после чего был остановлен аукцион по ЖКХ, чтобы мы смогли в нем принять участие. Аукцион мы выиграли и оборудовали все машины МУПВ «Дороги Владивостока», более того, до конца года планируется оборудовать более 100 единиц закупленной техники».

Разъяснениями по саботажу

Сложности, которые возникают при оснащении бюджетного транспорта спутниковыми навигационными системами, можно разделить на объективные и субъективные (обусловленные человеческим фактором), и они достаточно типичны.

  • Трудности возникают во время торгов. Спикеры ссылаются на тот факт,что тендеры очень часто изначально пишутся под конкретную компанию,и, чтобы добиться рассмотрения заявки, приходится обходить множество препонов.
  • Оплата услуг характеризуется тем, что на первоначальном этапе внедрения требуются большие ресурсы (закупка, обеспечение контракта, зарплата исполнителям в процессе установки и т.п.). Однако нередко заказчики считают, что имеют право оплачивать услуги только после окончательного внедрения системы, хотя это и не предусмотрено договором. Кроме того, при отсутствии денег заказчики могут затягивать процесс приемки и, соответственно, оплаты работ.
  • Бюрократические проволочки, перекладывание ответственности с одного человека на другого, несогласованность действий у заказчика также создают дополнительные трудности.
  • При установке системы водители нередко выводят подручными способами из строя части системы спутникового мониторинга, чтобы машина пропала из зоны видимости диспетчера.

Последний пункт установщики спутниковых систем иногда называют самой большой проблемой при внедрении. Причина сопротивления водителей понятна: им спутниковое слежение невыгодно. Поэтому они соревнуются в изобретательности, выводя из строя модули мониторинга: заливают их водой, бьют электрошокерами, накрывают металлическими предметами и заматывают фольгой антенны. Приходится совместно с руководством заказчика проводить «разъяснительные» мероприятия для водительского состава.

Именно эта проблема по-разному решается от заказчика к заказчику. В одних организациях водителям дают четкое указание «сверху», и это срабатывает. В других вступает в действие опыт специалистов, внедряющих ГЛОНАСС-системы, благодаря чему они могут предотвратить многие случаи порчи оборудования. Самый любопытный пример — придуманная руководством предприятия доплата за исправно работающее оборудование, после чего все чудесным образом налаживается.

Век живи — век учись

Насколько легко обучить персонал работе с приобретенной техникой? Какие новые функции должны освоить диспетчер, водитель, другие работники, напрямую работающие с техникой слежения? Возникают ли проблемы с интерфейсом, необходимость его изменения под конкретного сотрудника? Каждый человек индивидуален — отвечают специалисты по ГЛОНАСС-системам. Одному достаточно одноразового объяснения, другой не дает покоя ни днем, ни ночью. При этом наши собеседники сходятся в мысли, что по большому счету освоение их техники великих трудностей не представляет. «Если человек умеет работать с компьютером на уровне пользователя — включить, выключить, проверить почту, тогда он легко осваивает все возможности программы. Мы обучаем, проводим консультации, бывает такое, что наши сотрудники много раз выезжают после установки системы к диспетчерам и много раз строят совместно с ними различные отчеты. Зато после этого, когда персонал овладевает программой полностью, работники предприятия сами радуются своим возможностям и умениям», — объясняет Г.Н. Турчин.

Немаловажен и пример руководства. Так, по словам С.Н. Молодых, персонал достаточно просто обучить при условии, что непосредственное руководство в этом заинтересовано. «На одном предприятии нам посчастливилось работать с управленцами, которые буквально «заражали» народ своими нововведениями», — подчеркнул он. Но это — как повезет.

А.В. Тищенко, в свою очередь, напоминает, что водителям изначально ничего и не говорят об установке системы. По крайней мере в большинстве случаев. Поэтому водители при работе с системами мониторинга ничего осваивать не должны. Другое дело — технический персонал, осуществляющий монтаж. Он действительно должен быть хорошо подготовлен. Но это как раз специалисты компании-установщика. Они же оказывают техническую поддержку вкупе со специалистами производителя системы СКАУТ в Санкт-Петербурге.

Объясните, за что платим

Спутниковые навигационные системы — не самые дешевые изначально, а СКАУТ не из дешевых коробочных решений. Цена оправдывается заложенными в систему расширенными возможностями контроля топлива. Как сообщает А.В. Тищенко, вложения на систему получаются огромные: одна единица техники в комплексе стоит в среднем от 15 до 25 тыс. руб. Оснащается же целый парк машин — до 100 единиц техники, и итоговая сумма «бьет» по бюджету предприятия при единоразовом оснащении. Заказчики предпочитают быть на 100% уверенными в правильности вложения своих средств. И, поскольку заказчики изначально проводят мониторинг рынка, они вправе поинтересоваться цифрами и фактами, свидетельствующими об экономической эффективности внедрения, чтобы быть на 100% уверенными в правильности вложения своих средств. О чем же говорят примеры внедрения?

Пример. Система спутникового контроля автотранспорта и учета топлива СКАУТ была внедрена на 100 единиц техники ЕМУП «Спецавтобаза» (Екатеринбург). В диспетчерский центр, или «Центр управления», стекается вся информация.

Как только система начала эксплуатироваться, были выявлены следующие моменты:

  • низкая эффективность планирования маршрутных заданий;
  • неисправность электрических цепей автомобилей;
  • некорректность данных большинства топливных датчиков;
  • многочисленные случаи несоответствия данных из путевых листов и информации на сервере «Центра управления»;
  • многочисленные случаи необоснованных простоев автомобилей на линиях (потери — 537 777,74 руб.);
  • многочисленные случаи слива топлива водителями (потери — 343 075,00 руб.).

Таким образом:

  • совокупные экономические потери ЕМУП «Спецавтобаза» от некорректных действий водителей в январе 2009 г. оцениваются в 880 852,74 руб. в месяц, или же 10,5 млн руб. в год;
  • именно такую сумму ЕМУП «Спецавтобаза» начало экономить после принятия соответствующих решений относительно логистического блока предприятия на основе получаемых из «Центра управления» данных.

Сроки окупаемости системы в приведенных примерах составляют от двух до шести месяцев. «Все зависит от объема воровства топлива, которое имело место до внедрения системы», — уточняет Г.Н. Турчин. Кроме того, по мнению установщиков, в бюджетной сфере не ставится задача скорой окупаемости. Главное — это функционал. «Одним из показателей экономической эффективности от внедрения системы бюджетники называют возможность обосновывать тарифы на свои услуги перед жителями, — добавляет С.Н. Молодых. — Точная информация о затраченных ресурсах как раз помогает сформировать действительно приемлемую стоимость газа, тепла и воды».

Кроме того, установка систем мониторинга реально ведет к снижению расхода топлива (во Владивостоке — в три раза) и улицы действительно становятся чище.

 

Источник: журнал «Руководитель бюджетной организации». 2011. N 1. С. 62 — 69.
Статья: А у нас следит ГЛОНАСС. А у вас? (Кукина С.Л.)

15.04.2012
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Мой Мир
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Одноклассники

Сертификаты, лицензии

Лицензия № 99584 от 24 мая 2012 г. Лицензия № 99583 от 24 мая 2012 г. Сертификат соответствия на Locarus 702 Сертификат соответствия на Locarus 702X Сертификат соответствия на Locarus 702S Сертификат соответствия на Locarus 702R